С приходом советской власти, женщины Якутии получили равные права с мужчинами. Клубная работа среди женщин в национальных советских республиках, послужила своеобразным фундаментом для организации первичных женских ячеек. Существовал ряд форм клубной работы, соответственно местным запросам и материальным и культурным возможностям. Наиболее популярными из них, были: Клуб, Дом крестьянки, Красный уголок, передвижные юрты. Клуб и дом крестьянки организовывались там, где это позволяли денежные, культурные и жилищные условия, а Красные уголки тоже считались клубом, но в его упрощенном виде. Красные юрты, в основном, практиковались среди кочевых народов.

К концу 20-х годов XX века, всем клубным учреждениям Якутской республики, для более широкого охвата женщин, предписывалось развивать ряд практических мероприятий, обслуживая женщин со стороны медицины, организуя консультации для детей и матерей, устраивая юридические бюро и бюро справок, ликпункты, всевозможные школы, курсы, кружки и артели. Красные клубы, красные уголки, юрты и Дом крестьянки ставили целью вовлечение женщины в клубную работу, путем оказания ей практической помощи в правовой, медицинской и производственной сферах, проведение этими объединениями вовлечения женщин в общественную, советскую работу через политпросветительную работу.

К сожалению, по мнению специалистов из Наркомата просвещения и здравоохранения Якутской АССР, в 1926 г. «Чрезвычайно большая смертность якутских женщин и детей, виду тяжелых условий жизни, диктует принятие серьезных мер по охране здоровья матери и новорожденных детей».

В целях предотвращения и борьбы с детской смертностью предлагалось вести широкую популяризацию идей охраны материнства и младенчества путем докладов, на съездах, конференциях, митингах, чтений лекций на общегородских, сельских, делегатских и комсомольских собраниях, выделять во всех врачебных пунктах один день в неделю для профилактических работ, превратив этот день в амбулатории в консультацию для беременных и детей, обратить внимание на организацию местными силами детских ясель, площадок, использовать самодеятельность населения в виде шефств, собирать средства для платных лекций, спектаклей и др.

Делегаты I Всеякутского съезда (собрания) женщин. Март, 1925 г.

Если клубная работа, способствующая поддержке политики материнства и детсва среди женщин на Кавказе и в Средней Азии, сравнивалась с «ливнем и всеобъемлющим знаменем», то у нас в Якутии она делала свои первые робкие шаги. В 1927 году за счет Облженотдела, в городе Якутске и г. Олекминске при женотделах были открыты красные уголки; в Средне-Колымске и в Вилюйском округах организованы передвижные юрты. В Колымске при юрте работал ликпункт. Красный уголок в г. Якутске продолжал развивать свою работу: вокруг него сгруппировались несколько ликпунктов, имелась библиотечка и читальня, выставка по охматмладу (охране матери и младенца). Но им не хватало правильного руководства. Клубные работники жаловались на отсутствие инструкций и положений.

Главными проблемами всех видов работ клубов, были недостаток помещения и отдельного платного руководителя. На 1927/28 бюджетный год Политпросвет наметил организацию передвижных юрт в Булуне и Якутском округе и продолжение работы в Колымском округе. Облженотдел продолжал свою работу над организацией красной юрты в Верхоянском округе и открытием двух новых красных уголков в Якутском и Вилюйском округах.

Таким образом, с 1927 года во всех округах Якутии было положено начало клубной работы. Для правильного развития и углубления клубной работы необходимо было осуществить положения, принятые первым Всесоюзным совещанием клубных работников, утвержденные ЦК ВКП (б). Политпросветом проводилась работа по ознакомлению с этими положениями работников культуры. Изучение и проработка положений шли не только среди непосредственно заинтересованных в этой работе работников женотделов, Политпросвета, но и среди партактива. При женотделах создавались клубные комиссии из представителей всех заинтересованных учреждений и организаций для руководства клубной работой среди женщин. Клубные комиссии должны были, учитывая местные условия заниматься подбором и закреплением состава кадров работников, и поднятием их квалификации, выработкой программ кружков, просмотром литературы, проверить имеющуюся клубную работу и вести ее учет. Политпросветом ставился вопрос о развитии клубной сети и отдельных форм клубных учреждений на основании изучения нужд и условий района. Кроме того, в связи с решением ЦК о финансировании женских клубов, у Политпросвета имелись все предпосылки и возможности к более солидной постановке этого вопроса.

Женщины-активистки г. Якутска в национальных костюмах
в международный женский день (первая справа) Сидорова С.П.
8 марта 1924 г.

В городе Якутске планировалось построить Дом Крестьянки, при общежитии которого планировали вести клубную работу с улусницей и кочевницей. До создания такого дома, удовлетворяющего запросы советских женщин, намечалось открыть в небольшом помещении две комнаты, где были бы помещены общежитие для приезжающих и красный уголок со справочным бюро.

По линии Наркомата просвещения и здравоохранения ЯАССР проводились проверки Домов Матери и Ребенка. Например, при проверке комиссией Дома Матери и Ребенка в г. Якутске в январе 1927 г. выяснилось, что смертность среди детей все еще оставалась на высоком уровне, отмечалось их слабая физическая конституция, были выявлены «отсутствие ванной комнаты и специально оборудованной теплой уборной».

Политпросветом на места давались указания общего характера по следующим направлениям: организация кружков домоводства, организация женских уголков в избе-читальне, выделение специальных дней для женщин в работе избы-читальни, массовая работа среди женщин – проведение лекций, докладов, бесед, читок и т.д., втягивание самих женщин в эти моменты культработы.

Кроме этого, Политпросвет давал местам инструктивные указания о всей политпросветработе, не выделяя особо работу среди женщин, ибо это входило в основную задачу избы-читальни. Среди политпросветучреждений бесплатно, в порядке обеспечения материалом, распространялась литература – якутская и другая, среди которой имелись брошюрки и по женским (санитарным), детским и другим вопросам. Политпросветом местам были даны положения и инструкции о работе красных уголков, которые могли служить материалами для организации женских красных уголков.

Женщины-делегаты III Якутского окружного съезда Советов
с секретарем Якутского обкома Пестуном Е.Г. 1924 г.

Летом 1927 г. совместно с обществом «Ыраас Олох» и Якутским Советом Физической Культуры, Политпросвет провел ысыахи по Якутскому, Олекминскому и Вилюйскому округам, где принимало участие много женщин. Одним из лозунгов, под которым проводились эти ысыахи, был лозунг об «оздоровлении быта населения ЯАССР». Всего по ЯАССР было проведено 5 ысыахов, из них в Якутском округе – 2, в Олекминском – 1, в Вилюйском – 2.

Практически вопрос о работе среди женщин ставился на первом областном совещании политпросветработников, прошедшем летом 1927 г. Там были разработаны основные формы и методы работы среди женщин. Политпросвет на 1927-1928 год включил в свою смету: 4200 р. на созыв Всеякутского Съезда женщин (Облсмата) и 1000 р. на созыв районных совещаний женщин (ЯкГор. Смета). На эти же годы Политпросветом введена специальная сеть политико-просветительных учреждений, работающих среди женщин, а именно, красные юрты: в Якутском округе – 1, в Колымском округе – 1, в Булунском округе – 1. Организованная Политпросветом кинопередвижка в Якутском округе охватила в 15 пунктах 6 улусов – 2337 чел. Из них около 40 % женщин, т.е. около 940 чел.

Среди женщин г. Якутска летом 1927 г. была бесплатно демонстрирована картина «Аборт», где присутствовало около 150-200 женщин. Политпросветом в 1926-27 годах для Горженотделов специально среди женщин был выделен 1 ликпункт, точно также 1 ликпункт был выделен и в 1927-28 годах. Впервые разработаны положение, инструкции и методические указания о работе красных юрт. Мероприятия по подбору литературы касающейся женских вопросов нашли свое отражение в издании женской литературы, имеющей до 20 названий. К изданию в 1927-28 годах было намечено до 6 названий, или около 6-9 печатных листов. Очень много было сделано в решении вопроса подготовки кадров – подготовленных работников из женщин по разным линиям. Так, за 1925-26 годы было отправлено на учебу в центральные Вузы и Рабфаки около 28 женщин. Из них русских было 22 человека, якуток –4, евреек – 1 и кореянок – 1 человек. За 1926-27 годы из общего числа командированных 100 человек, было отправлено 15 женщин: якуток – 6, евреек – 1, русских – 8 человек.

В политико-просветительном отделении Якутского педагогического техникума из 19 слушателей двое были женщинами. На курсах по переподготовке политико-просветительных работников летом 1926 г. из 28 человек (общего количества курсантов) одна была женщина, а на курсах летом 1927 г. из общего числа 29 человек, привлечено 5 женщин – из них якуток 2 человека. По линии совпартшколы мы видим следующую картину:

а) За 1925-26 гг. привлечено 57 женщин, т.е. 23% из общего числа курсантов 163 человек. Большинство из них были якутки из улусов. В 1927 году окончило и поехало на работу 5 человек; б) За 1926-27 гг. привлечено 27 женщин, т.е.  22% из общего числа 127 курсантов. Из них якуток было 20 человек, русских – 5, тунгусок – 1, татарок – 1 человек; в) За 1927-28 гг. привлечено 25 женщин, т.е.  20% из общего числа 125 курсантов. Из них якуток – 19, русских – 4, тунгусок – 2.

Теперь посмотрим на состояние массовой работы среди женщин. Ликвидация неграмотности по Якутскому округу за 1926-27 годы составила 133 женщины из общего числа неграмотных 948 человек. Из них по г. Якутску 28 женщин. На 1 ликпункт приходилось, в среднем 2,7 женщин на 14,1 мужчин. По Вилюйскому округу за 1926-27 годы в 12-ти ликпунктах была ликвидирована неграмотность всего 193 человек, из них женщин 30, или 15,5 % всех ликвидированных.

Анализ данных Вилюйского округа дает следующую картину: На 1 ликпункт приходится 16 человек. Из них 2,5 женщин на 13,5 мужчин. Примерно по ЯАССР была ликвидирована неграмотность как минимум 243 женщин. В Якутском городском татарском клубе состояли 24 женщины (из 49 членов), также, у татар республики, имелся клуб «татарская изба-читальня» в г. Олекминске.

При Совпартшколе, начиная с 1926-27 учебного года, работали женские кружки на якутском и русском языках. Затем курсантки СПШ в порядке общественно-партийной и учебной работы принимали посильное участие в работе Горженотдела, временами вели работу в доме Якута и крестьянина. «Общество друзей нового быта» планировало издать брошюру «Кормление и уход ребенка»; для распространения среди своих членов-женщин, прибегающих во время родов к медицинской помощи, купило на 500 рублей предметы ухода за детьми (соски, пустышки и др.). Велась агитационно-пропагандистская работа о внедрении нового быта среди улусных женщин.

В работе культсекции Горсовета в 1925-26 году принимало участие около 20 женщин-делегаток, большинство которых работало на обследовательских работах по детдомам и садам. В 1927-28 году в культсекции Горсовета принимало участие около 35 женщин делегатов.

Огромную работу среди женщин вели сельские избы-читальни. Почти во всех избах-читальнях на 8 марта проводился День работниц с соответствующими докладами, беседами и постановкой. Иногда, смотря по наличию средств и возможностей, проводили угощение собравшихся (как в с. Намцы и г. Якутске). В некоторых избах-читальнях были организованы женские кружки. Отмечалось, что в результате работы этих кружков, женщины научились выступать с докладами, задавать вопросы и выступать на прениях. В некоторых местах организовывались мастерские, в Верхоянском округе были организованы трудовые артели женщин по огородничеству и рыболовству. В Намском улусе избой-читальней в наслегах была проведена кампания с целью ознакомления женщин с работой изб-читален. В ряде мест были организованы кружки девушек (например, в п. Булун в 1925 году). Во многих местах были организованы т.н. женские уголки. Некоторые избы-читальни проводили собрания делегатов от женщин. В с. Татта был организован кружок домоводства. Проводилась также работа в области борьбы с шаманизмом, знахарством в избах-читальнях (доклады, лекции и др.).

Работа избы-читальни среди женщин являлась составной частью ее работы. Изба-читальня строила свою работу применительно к бытовым условиям женщин, учитывала нужды и запросы женщины, как хозяйки и матери. Работа шла по следующим направлениям: по улучшению хозяйства, оздоровлению быта женщин, поднятию культурно-политического уровня женщины, улучшению хозяйства. Изба-читальня пропагандировала кооперирование, машинизацию той части сельского хозяйства, которая облегчала труд женщины. Она вела работу санитарного просвещения при помощи культурных сил края, проводила в массу женщин идеи охраны матмлада, путем докладов, индивидуальных бесед и советов.

Избам-читальням политпросветом рекомендовалось обратить внимание на привитие элементарных культурных навыков по улучшению быта и ликвидацию неграмотности, при чем учитывая загруженность и невозможность отрыва женщин от хозяйства – практиковать индивидуальное кружковое обучение, вести борьбу с суеверием, предрассудками и проводить антирелигиозную пропаганду через делегатские собрания женщин и ликпункты.

Изба-читальня должна была явиться главным советником и помощником в практической работе женщин – членов Нассоветов, кресткомов, кооперативов и т.п., она должна была поднимать их активность и интерес к работе. При организации кружковой работы избы-читальни должны были считаться с интересом, с запросами и укладом жизни женщин данного места, кружки должны были быть по возможности практически-нужными. Например, в кружках по сельскому хозяйству и домоводству должны были даваться советы, указания об уходе за скотом, за жилищами, по огородничеству и т.д.

Изба-читальня привлекала к участию в стенгазете женщин, учащихся ликпункта и делегаток. Особое внимание уделялось работе среди женщин беднячек и батрачек, путем бесед с ними по вопросам охраны труда, страхования и профсоюзного движения.

Для проведения всей этой работы считалось необходимым: держать постоянную связь с делегатским собранием женщин и их активом, выделять особые дни для работы с женщинами организовать женские уголки, где должна была иметься литература, журналы для женщин по возможности на их родном языке. Наиболее активных женщин и девушек выдвигали в Советы избы-читальни и на курсы «политпросветчиков». Члены изб-читален высказывались о проблемах планового издания переводной и оригинальной литературы на якутском языке, ассигнования средств у правительства.

На 1928-29 г. планировалось увеличить сеть красных юрт, увеличить прием тунгусок в СПШ. Признавалась необходимость введения практики премирования массовых учреждений Политпросвета и организации специальных ликпунктов среди женщин. В целях подготовки из среды женщин кадра общественных работников, считалось необходимым: следить за проведением предоставления женщинам преимущества при поступлении в Вузы и Рабфаки; принять более решительные меры по привлечению женщин в ликпункты, проводя широкую агитационную кампанию за грамоту; предоставлять женщинам больше мест на конференциях и съездах; способствовать большему вовлечению женщин в дело культурного и хозяйственного строительства республики, выдвигая, наиболее подготовленных из них в политике, в просветительные и др. учреждения и организации; усилить работу по привитию санитарно-гигиенических навыков, вовлекая для этой работы медработников, строго увязывая и согласовывая их работу с местными и центральными политпросвет учреждениями. Работа медработников в первую очередь должна была касаться вопросов воспитания и ухода за детьми, соблюдения гигиенических правил во время беременности и родов (охрана матмлада), соблюдения требований санитарии и гигиены в деле приготовления пищи, соблюдения чистоты в одежде, в посуде, в юртах (отделение хотона от юрты), раннего брака и т.д.

Работу по привитию санитарно-гигиенических навыков предполагалось вести через создание актива женщин, организуя специально для этой цели кружки и курсы. В улус и села продвигали практику организации женских кружков первой помощи.

Работа по борьбе со знахарством, шаманизмом и суеверием, должна была развертываться при помощи повседневного и систематического привития санитарно-гигиенических навыков (доклады, лекции, читки, беседы и пр.), повседневной популяризации идеи научно-медицинской борьбы с болезнями, разоблачения (только не в резкой форме) вредности знахарского лечения. В целях борьбы с шаманизмом, объяснялись причины разных заболеваний и методов ее лечения. Кроме того, проводилась регулярная разъяснительная работа (доклады, лекции, беседы, читки), по темам: религия и религиозные праздники, возникновение мира, животных, человечества, объяснение естественно-природных явлений. 

Таким образом, благодаря советской власти, женщины Якутии, уравненные в правах с мужчинами, всецело были вовлечены в общественно-политическую жизнь, многие из них, получили возможность приобщиться к высокой культуре через возможность читать и писать на родном языке, который понимали лучше русского языка. Именно знание и понимание женщинами-якутками якутского письма, позволило Политпросвету так массово их привлекать и просвещать, что всецело способствовало продвижению политики материнства и детства.

Корякин Петр Иванович,
начальник отдела научного использования документов
Национального архива РС (Я)