15 декабря исполняется 130 лет со дня рождения Николая Денисовича Неустроева – одного из трех основоположников якутской литературы. Его творческое наследие уникально своей широтой. Он внес значительный вклад в развитие поэзии, драматургии и прозы.
Николай Неустроев родился в 1985 году в IV Баягантайском наслеге (ныне Уус-Таатта) Баягантайского улуса (ныне Таттинский) в семье крестьянина-середняка. Окончив Байагантайскую школу, он отправился учиться дальше. Именно в студенческие годы пробудился его литературный талант.

Большое влияние на становление молодого автора оказала русская классика – Пушкин, Лермонтов, Гоголь. В 19 лет он осознал свое призвание. Путь к писательству был нелегким, но внутренняя убежденность, которую он сам называл «святой искрой», вела его вперед.
Во время учебы активно участвовал в литературно-общественном кружке. В 1916 году вместе с Платоном Ойунским перевел гоголевскую комедию «Ревизор», что стало его первой пробой пера как драматурга. К сожалению, болезнь вынудила его прервать учебу и вернуться на родину, но даже это не остановило становление писателя.

В 1917 году в журнале «Сибирские записки» был опубликован его первый рассказ «Дикая жизнь», который автор назвал «очерком из якутской жизни». Одной из ключевых черт его творчества стало внимание к судьбам «маленьких» людей, живущих в суровых условиях, но сохраняющих чистоту души и достоинство.
Особая социальная чуткость Неустроева раскрылась в рассказе «Прокаженные». Писатель воплотил пронзительные образы отверженных и обреченных людей, с трагическим стоицизмом переносящих свою участь. Произведение раскрыло тяжелые социальные проблемы и стало одним из самых известных в его наследии.

Его творческий диапазон необычайно широк. Он создавал психологические, приключенческие, фантастические и исторические рассказы. Среди них – «Семенчик», «Страх», «Испугавшийся», «Проводник», «Рассказ заблудившегося ребенка», «Факир» и «Омогой и Эллэй». В произведениях «Торжество смерти», «В больнице» и «Конец Сидора» обращается к миру таинственных явлений. Он пробовал себя и в поэзии. Наибольшую известность получило стихотворение «Ээ, Сахаада! Эрэйдээх Сахаада!».
«Да, мой путь к писательству действительно оказался очень и очень тернистым. Бедный Идеалист!.. Удивительно, несмотря на все неудачи, разочарования и жестокие слова… стремление к писательству вообще у меня еще не исчезло. В глубине наболевшего сердца еще живет та святая искра и во мне никогда не погаснет. Разве тогда, когда мое измученное тело предадут сырой земле…»
В социально-психологических рассказах «Просвет» и «Ссора» показал образы якутских женщин, стоявших на пороге новой жизни. Его размышления о природе человека, о тех, кто хранит тепло домашнего очага, оставляют пространство для открытых вопросов.

Профессор Николай Тобуроков отмечал, что Неустроев нашел свой путь в жанре комедии и стал его основоположником в якутской литературе. В его комедиях «Голова Сойка», «Злой дух», «Поспешивший», «Простокваша» представлена яркая картина якутской действительности. Писатель высмеивал социальное неравенство, общественные порядки, демонстрируя тяжелую долю людей, оказавшихся в ловушке капиталистических перемен. Созданные им образы стали классикой и вошли в историю литературы.

Один из последних снимков.
Николай Денисович ушел из жизни в возрасте всего 33 лет. Его творчество обладает непреходящей ценностью благодаря глубокому социальному взгляду. Он смело говорил об острых проблемах своего времени. Не просто описывал быт и характеры, а исследовал социальные разломы и трудности перехода к новой эпохе.
Его гуманистический и аналитический подход, умение сочетать правду жизни с художественной выразительностью сделали произведения памятником эпохи. Творчество Неустроева поднимает вечные вопросы человеческого достоинства, справедливости и связи человека с обществом и природой.
Автор: Виктория Корякина
