Более 83 лет назад началась Великая Отечественная война. Четыре года шли на фронт биться с врагом жители со всех уголков нашей огромной страны. Из Якутии было призвано 62 тысяч человек, по разным оценкам, половина из них погибла или пропала без вести. Одним из пропавших без вести с сентября 1942 года значился уроженец Якутии Колесов Дмитрий Федорович. Все эти годы родственники и близкие ничего не знали о судьбе своего родного человека.

Поиск архивных документов начался с поступившего в Национальный архив Республик Саха (Якутия) весной 2024 года запроса от директора Департамента военно-патриотического воспитания ДОСААФ России Борщева Валерия Юрьевича о содействии в установлении личности останков бойца Красной Армии. При проведении плановой полевой поисковой экспедиции «Донской фронт» – весеннего этапа «Вахты Памяти ДОСААФ России – 2024», на территории Городищенского района Волгоградской области были обнаружены останки 148 бойцов и командиров Красной Армии, геройски погибших на полях сражений под Сталинградом осенью 1942 г. У одного из воинов был найден нагрудный знак «15 лет Якутской АССР» с номером №143. В 1937 году, на который выпадало 15-летие образования республики, ещё использовалась латиница, поэтому на знаке была надпись «SASSR XV»

Нагрудный знак «15 лет Якутской АССР» был учрежден в 1937 г. для награждения передовиков производства, деятелей науки и культуры, сотрудников и руководителей наркоматов и т.д. Первая партия в 300 шт. была заказана в мастерских Осоавиахима, но знаки были изготовлены и доставлены только к концу года, и поэтому первое награждение этими знаками состоялось 27 октября 1938 г.

В 1940 г. на Ленинградском монетном дворе была заказана вторая партия знаков в количестве 150 шт. Причем, знаки двух тиражей различались друг между другом. Первые 300 были серебряными, второй же тираж был изготовлен из томпака с позолотой и серебрением. Всего было награждено 447 человек с 1938 по 1945 гг.

На первый взгляд казалось, будто установить личность не составит большого труда – достаточно найти документы о награждении, где будут указаны номера выданных значков. Однако, делопроизводство в тот период оставляло желать лучшего в плане упорядоченности, стандартизации и единообразия. Какого-то одного архивного дела, в котором были бы зафиксированы ФИО награжденных и номера врученных знаков, не оказалось. Более того, выяснилось, что при награждении далеко не всегда указывался номер врученного знака, выдавались не в порядке нумерации, и документы о награждении находились внутри самых разных архивных дел.

По нормативам запросы подобного рода исполняются в течение одного месяца и исполнителем является один человек. В нашем случае дело было крайне сложное, требовалось поднять и полистно просмотреть множество архивных документов – предстояло проделать серьезную поисковую работу.

По поручению заместителя директора Национального архива Наталии Степановны Степановой была создана рабочая группа в составе Баишевой Натальи Егоровны, Яковлевой Туяры Михайловны, Акимовой Марии Михайловны, Макаровой Риммы Николаевны и Сивцева Вячеслава Сергеевича, целью которой было установить участников Великой Отечественной войны из числа награжденных данным нагрудным знаком. В ходе поисковых работ было полистно просмотрено свыше 80 архивных дел. Номера некоторых знаков указывались не в документах и записях о награждении, но в телеграммах центральных органов власти в районные исполкомы, ввиду чего также были просмотрены сотни телеграмм в надежде обнаружить искомый номер. Были документы о награждении знаками под номерами №141, №146, но ни одного – под номером №143.

Было установлено, что из числа награжденных этим нагрудным знаком, значительное количество было призвано в Красную Армию в период Великой Отечественной войны, и приняли участие практически во всех судьбоносных сражениях. Но только один из награжденных, номер значка которого не был указан в документах, подходил по всем параметрам:

В документах от 13 августа 1940 года о награждении финансовых работников Якутской АССР за образцовую работу по мобилизации средств, в списке значится Колесов Дмитрий Федорович, налоговый агент 1-го Мельжахсинского наслега Мегино-Кангаласского района. По документам фонда Военного комиссариата ЯАССР, Колесов Дмитрий Федорович Колесов Дмитрий Федорович, 1907 г.р., служащий, адрес местожительства: 1-й Мельжахсинский наслег, призван 29 июня 1942 года, был зачислен в команду 130 под номером 276.

Кроме того, в базе данных «Память народа», Мегино-Канагалсский объединенный районный военный комиссариат Якутской АССР, в 1951 г. отправлял запрос начальнику Управления по учету погибшего и пропавшего без вести рядового и сержантского состава в г. Москва о проверке по документам, нет ли убитых или пропавших без вести из числа приведенного в запросе списка из 6 человек, с которыми семьи потеряли связь во время Великой Отечественной войны. Согласно ответа на данный запрос, среди прочих, Колесов Дмитрий Федорович, родившийся в 1907 г. в I Мельжахсинском наслеге Мегино-Кангаласского района Якутской АССР, призванный 29 июня 1942 г., пропал без вести в сентябре 1942 г.

К сожалению, в документе не было указано в составе какого подразделения он принимал участие в боевых действиях, и на каком направлении он пропал без вести. Однако, из числа награжденных нагрудным знаком «15 лет Якутской АССР», и номера нагрудного знака которых неизвестно, больше нет никого, кто числился бы пропавшим без вести в период сражений под Сталинградом. Кроме того, как раз на период августа-сентября 1942 г. приходятся тяжелые оборонительные бои на подступах к Сталинграду (на территории, в частности, Городищенского района Сталинградской области).

Война закончилась почти 80 лет назад, но до сих пор находят останки бойцов, личность которых неизвестна. Многие так и остаются безыменными, но в случае с Дмитрием Федоровичем, благодаря сохранившемуся знаку, удалось установить имя героя. 23 августа 2024-го останки бойца с воинскими почестями были преданы земле на военном мемориальном кладбище в Россошках.

От героев былых времен

Не осталось порой имен.

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землей и травой…

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых.

Этот вечный огонь, нам завещанный одним,

Мы в груди храним.