В описываемое здесь время, то есть ровно 166 лет назад, бушевала большая война между коалицией союзников – Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства с одной стороны и Российской империей с другой, названная впоследствии Крымской войной (или Восточной войной) боевые действия которой разворачивались на Кавказe, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Черном, Азовском, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке и Курилах. То есть, на нескольких фронтах и со всех сторон. Война, последствиями которой стали дефицитный на протяжении 14 лет госбюджет России, нестабильный курс рубля к золоту международную конвертацию которого удалось восстановить только через 44 года и большие людские и материальные потери. Война, послужившая толчком к экономическим и военным реформам, отмене крепостного права.

В потери нашей страны в этой войне вошел и новейший корабль Российско-Американской компании водоизмещением 1200 тонн, предназначенный для совершения кругосветных путешествий «Ситха». Как пишет Александр Норченко в своей статье «Участие российских моряков в освоении Тихого океана», «Ситха» под командованием шкипера Иогана Конради, совершая кругосветку прошла «коммерческим» маршрутом вокруг мыса Горн до Ситхи за 156 суток, что стало непревзойденным до сих пор для коммерческих парусников рекордом.

Из отношения начальника штаба по морскому и сухопутному ведомствам Восточной Сибири
Якутскому областному правлению о сохранившихся почтовых реестрах корреспонденции
с захваченного противником судна “Ситха”.
11 марта 1857 г.

Корабль «Ситха» был несомненным героем войны на Дальневосточном театре боевых действий скрытно от врага переправив совместно с бригами «Охотск» и «Цесаревич» всю ценную пушнину из Ново-Архангельска на Аляске в новый тихоокеанский порт Аян с факторией Российско-Американской компании, про который не было указано в картах союзников и из которого шел тракт до Якутска протяженностью 1200 верст. Стоит отметить, что кроме русских и якутов сосланных «за учиненные ими проступки», тракт заселялся добровольными переселенцами большинство из которых составляли якуты.

К сожалению, как часто случается на войне, во время штурма Петропавловска, 27 августа 1854 года, на выходе из Авачинской бухты шхуну «Анадырь» и безоружную «Ситху» захватили французы из вражеской англо-французской эскадры и в дальнейшем, она была продана ими в качестве приза. Хотя, в некоторых документах того года она проходит как «утопленная».

Так или иначе, российские подданные находившиеся на судах стали жертвами обстоятельств и были взяты в плен неприятелем. Среди них находились и якутяне, выходцы из Якутской области. Так, вместе с подданными Российской империи попавшими в плен находился якутский мещанин Иван Яковлевич Попов с женой и четырьмя детьми.

В отношении и.д. начальника штаба по-морскому и сухопутному ведомствам при генерал-губернаторе Восточной Сибири якутскому гражданскому губернатору от 31 мая 1857 г. говорится: «Главное правление Российско-Американской компании, отношением, от 22 апреля за №427, сообщает господину генерал-губернатору Восточной Сибири, что на корабле Российско-Американской компании «Ситха» и казенной шхуне «Анадырь», захваченных в августе 1854 г. соединенною англо-французскою эскадрою, при входе в Петропавловский порт, взят был в плен якутский мещанин Иван Попов с женою и 4-мя детьми, которые по освобождении из плена были высажены в С.-Франциско, откуда тамошний российский Вице-Консул Костромитинов, по неимению сообщения с Россиею, отправил их в колонии Российско-Американской компании, где до выезда в 1856 году в Аянский порт для дальнейшего следования к месту жительства, они находились на полном содержании компании, получая от оной на свои потребности необходимые денежные выдачи, которых всего произведено было Попову с семейством на 764 р. 54 коп. серебром.

Затем Главное правление компании имея ввиду, что на пособие всем вообще бывшим в плену с помянутых судов всемилостивейше дарована была, по ходатайству министерства иностранных дел, особая сумма, отпущенная в распоряжение Российского Вице-консула в С.-Франциско, обращалось с просьбою к г. Министру Внутренних Дел, о принятии на счет казны сделанных компаниею на содержание их расходов. По сделанному в следствие сего распоряжению, причитающаяся в возврат компании за Попова сумма 764 р. 54 коп. серебром уплачена Главному правлению министерства финансов.

Сообщая о вышеизложенном Вашему Превосходительству, я по приказанию командующего войсками, имею честь покорнейше просить, приказать объявить мещанину Попову о таковой Монаршей милости, с привосокуплением, что пожалованные ему деньги поступили на уплату долга его компании».

Предписание Иркутского губернского управления якутскому гражданскому губернатору
о взыскании казенных денег с якутского мещанина Попова И.Я.
израсходованных на его возвращение вместе с семьей с плена и их содержание в плену.
19 августа 1859 г.

Казалось бы, все закончилось благополучно для нашего земляка и его семьи в 1857 г. Однако, в предписании Иркутского общего губернского правления якутскому гражданскому губернатору уже в августе того же года, написано, что с проживающего в Якутске Попова «…следует взыскать, для возврата в казну, выданные в пособие семьсот шестьдесят четыре рубля пятьдесят четыре и четыре седьмых копейки». Так что получается, в итоге деньги должны были поступить обратно в казну.

Из документов той далекой эпохи мы можем узнать, что Крымская война затронула и Якутию тоже, сыграла свою роль в судьбах некоторых ее жителей. Надеемся, что изучение истории Якутии периода Крымской войны даст еще больше сведений о наших земляках-якутянах, которых так или иначе коснулось тяжелое дыхание этой войны.

Корякин Петр Иванович,
начальник отдела научного использования документов
Национального архива РС (Я)