Национальный архив Республики Саха (Якутия)

Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия)

Ысыах Победы

Война с гитлеровской Германией потребовала огромного напряжения всех сил советского государства. Миллионы мужчин были призваны на фронт, а женщины и дети пришли на их рабочие места в промышленности и сельском хозяйстве.

После побед Красной Армии под Москвой, Сталинградом и на Курской дуге произошел коренной перелом в войне, на всех фронтах враг терпел поражение за поражением. Успех на фронте вызвал в тылу небывалый патриотический подъем и воодушевление.

В 1944 г. руководством Якутии было принято решение о проведении первого за годы войны национального праздника Ысыах. Он прошел в 21 районе республики. В общей сложности, были проведены 230 колхозных и межколхозных ысыахов, в которых, по неполным данным, приняло участие более 100 тыс. колхозников. (До войны ысыах проводился 22 июня – в день летнего солнцестояния, но т.к. эта дата совпала с началом Великой Отечественной войны, то ысыах стали проводить позже, а в настоящее время в Республике Саха (Якутия) 21 июня объявлен Днем национального праздника Ысыах).

В отчете Якутского обкома партии о состоянии пропаганды и массово-политической работы в республике за 1944 год, который был составлен для направления в ЦК ВКП (б), отмечалось, что «проведение традиционного народного праздника ысыах стало важным мероприятием, сыгравшим большую роль в политическом и производственном подъеме масс». Также указывалось, что: “Ысыахи проведены под лозунгом мобилизации всех сил народа на усиление помощи Красной Армии, на организованное проведение всех сельскохозяйственных работ. На ысыахах повсеместно был организован смотр готовности колхозов к сеноуборке, были продемонстрированы все виды устного народного творчества и национального спорта, достижения изящного искусства и рукоделия, колхозная самодеятельность, лучшие колхозные лошади-скакуны и т.д.

Ысыахи открывали по якутскому обычаю самые старейшие, которые, воспевая и приветствуя Красную Армию и выражая от имени народа глубокую благодарность партии и правительству, призывали колхозников к самоотверженному труду.

Во время праздника была широко организована культурно-массовая работа – выступали лучшие агитаторы, распространялись плакаты и листовки, специальные номера газет, посвященные ысыахам, показывались лучшие кинокартины и т.д”.

Якутский ОК ВКП (б) направил в районы на ысыахи членов обкома и правительства республики, депутатов Верховного Совета ЯАССР, которые должны были выступать с политическими докладами. Все ысыахи заканчивались торжественным рапортом о своей помощи фронту и принятием конкретных обязательств по проведению сельхозработ 1944 года.

9 мая 1945 г. пришла долгожданная Победа. Это известие народ встретил всеобщим ликованием. Руководство Якутии, понимая, что людям нужен праздник, организовали ысыахи Победы, указывая, впрочем, на «недопустимость забоя конного скота и излишнего забоя крупного рогатого скота», а расход молочных продуктов предписывалось «разрешать в тех колхозах, которые выполняют государственные поставки в установленные законом сроки». 15 мая 1945 г. по якутскому радио вышла в эфир передача «В помощь колхозным комиссиям по проведению ысыахов». Статья заместителя начальника управления по делам искусств Макарова «Опыты проведённых в 1944 году ысыахов». 18 мая 1945 г. эту статью опубликовали и в газете «Кыым». В ней впервые было рекомендовано провести вовремя ысыахов традиционные алгыс и кропление кумысом, ранее порицавшиеся как религиозные обряды. Были отпечатаны мини-листовки с праздничными девизами, в том числе и с призывом поднять первый чорон с кумысом за здравие Сталина.
Были созданы агитбригады, члены которых должны были обратить особое внимание населения на вклад Якутии (района, колхоза) в Победу;    «научную» пропаганду; организацию художественной самодеятельности; «национальный спорт» (традиционные спортивные игры – перетягивание палки, прыжки и тд.); массовое изготовление кумыса как «целебного средства». В районы проведения ысыахов, командировали известных якутских поэтов и писателей – С. Данилова, Н. Заболоцкого, Н. Мординова-Амма Аччыгыйа и др.

При проведении ысыаха в 1944 г. не хватало традиционной кумысной посуды – чоронов и др. Поэтому при подготовке послевоенного ысыаха велся поиск чоронов и изготавливалась новая кумысная посуда.
В целом, Ысыах Победы был хорошо организован и оставил самые лучшие впечатления у народа. В обязательном порядке читали доклады о трудовых достижениях, ставили «культурный шалаш», в котором развешивались лозунги, диаграммы, портреты участников войны и победителей социалистических соревнований. Проводились смотры национальной одежды, выступала местная самодеятельность, приезжали артисты. На праздник собрались известные олонхосуты, совершался обряд кумысопития, проводились спортивные соревнования, конные скачки, люди приходили на Ысыах в национальной одежде.

В каждом районе были свои особенности. Так, например, в Сунтарском районе успешно прошла выставка фотографий фронтовиков-орденоносцев и ударников труда. В Нюрбе выставили работы художников-любителей: картины, чороны и даже портреты Сталина.
Но были и случаи перестраховки. Заведующий агитпропотделом Сунтарского райкома партии Николаев докладывал, что «В оформлении и в процессе проведения ысыаха не было ничего излишнего и мистически религиозного», отказались «от заклинания (алгыс) с коленопреклонением, вспрыскиванием кумыса, поднятием тоста за «всевышнее»… которые рекомендованы в статье… т. Макарова». В других районах все традиционные ритуалы ысыаха были соблюдены.

Одной из особенностей ысыаха 1945 г. было то, что в местах проживания эвенков и эвенов, были проведены праздники в их национальном стиле. Но, наряду с оленьими бегамив спортивных состязаниях были представлены традиционно якутские соревнования в прыжках – «куобах» и «кылыы», перетягивание палки.
В настоящее время, благодаря архивным документам и фотографиям мы можем прикоснуться к этому историческому событию. Еще одним важным свидетельством той поры является документальный фильм снятый Иркутской студией кинохроники об ысыахе проведенном в 1945 г. в селе Борогонцы Усть-Алданского района.