Ыhыах Победы

В 1944 году, в разгар Великой Отечественной войны, руководство Якутской АССР приняло решение о проведении первого за годы войны национального праздника Ысыах.
Это решение было не просто возвращением к традициям, а важным идеологическим шагом, направленным на сплочение народа и укрепление его духа в тяжелое военное время.
Праздник, уходящий корнями в глубокую древность, в тот трудный год приобрел особое значение. Ысыах стал символом надежды, единства и веры в победу.
В 1944 году Ысыах прошел в 21 районе республики. Всего было проведено 230 колхозных и межколхозных праздников, в которых приняли участие более 100 тысяч человек. Особую символичность событию придало то, что впервые за годы советской власти разрешили проведение обряда Алгыс, ранее запрещавшегося как «религиозный пережиток». Это решение стало важным шагом в признании культурных традиций якутского народа.
В отчете Якутского обкома ВКП(б) о состоянии пропаганды и массово-политической работы в республике за 1944 год подчеркивалось: «Проведение традиционного народного праздника Ысыах стало важным мероприятием, сыгравшим большую роль в политическом и производственном подъеме масс».
Ысыах – это сакральный праздник якутского народа, посвященный богам Айыы, возрождению природы и началу нового жизненного цикла.
В 1945 году он получил новое звучание, став Ысыахом Победы. Несмотря на тяжелые времена, традиционные обряды сохранились: круговой хороводный танец осуохай, ритуальное кумысопитие, традиционные спортивные игры, конные состязания.
По преданиям якутов, первый Ысыах провел легендарный праотец народа саха Эллэй Боотур. Праздник должен был обеспечить благоденствие и процветание всему якутскому роду. Во время совершения обряда произошло знамение: в небе появились три белых лебедя, которые трижды облетели вокруг Элляя. С тех пор Ысыах стал частью жизни якутов, воплощая в себе единство человека с природой и связь поколений.
В июне 1945 года, после полного разгрома фашистской Германии был рассмотрен вопрос об организации празднования Ысыаха Победы и чествовании фронтовиков. Праздник должен был пройти во всех районах и колхозах республики с небывалым размахом.
Если в 1944 году Ысыах был символом надежды, то в 1945 году он превратился в грандиозное торжество. Например, в Сунтарском улусе празднования прошли в 14 местах, где собрались представители 59 колхозов и 12 413 участников. Торжества с участием тысяч людей состоялись по всей Якутии, став ярким свидетельством единства народа в ликовании Великой Победы.
Масштабные празднества символизировали не только великую победу советского народа, но и начало новой эпохи – мирного строительства и светлого будущего.
Протокол №482 о проведении Якутского национального праздника Ысыах Победы в 1945 году.
Это исключительное решение было принято в знак признания массового героизма якутских воинов, трудовых подвигов работников тыла и необходимости моральной поддержки населения после тяжелых военных испытаний.
Праздник стал символом особого статуса Якутии как региона, внесшего огромный вклад в Победу.
На празднованиях Ысыаха Победы проводились традиционные якутские состязания, конкурсы на лучшее исполнение тойука.
В селе Усун-Кюель агитбригада представила театральную постановку по мотивам олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур», которая собрала аншлаг. Спектакль посмотрели более 2000 зрителей. Представление длилось шесть часов – с 8 часов вечера до 2 часов ночи.
Ысыах Победы, проходивший три дня в местности Уулаах-Атах, торжественно открыл народный сказитель Сергей Зверев – Кыыл Уола. Олонхосут Семен Иванов – Чыыраха уола провел осуохай в честь Великой Победы. В Усть-Алданском районе алгыс совершил сказитель Иван Говоров – Уйбааныс.
Докладное письмо о проведении Ысыаха Победы в колхозе "Калинин" Чочунского наслега Вилюйского района от Миронова Н.Т.
Праздник в наслеге прошел 17 июня с 12 часов до 5 утра 18 июня. В документе подробно освещается подготовка к мероприятию, в ходе которого были установлены девять сэргэ и организованы выставки национальных изделий и тематических рисунков.
Старейшина наслега Гаврил Яковлев открыл праздник, исполнив песню о приходе лета. Программа включала национальные спортивные игры с участием жителей, концерт коллективов, массовый осуохай, а также раздача 800 литров кумыса.
Ысыах Победы собрал около 800 человек.
В преддверии празднования Ысыаха Победы колхозы Якутии приложили значительные усилия для обеспечения мероприятия традиционным кумысом. Согласно архивным документам, для производства кумыса кобылицы отбирались специально. Жители трудились в усиленном режиме, чтобы успеть подготовить необходимое количество напитка к торжественной дате. Даже в трудные военные годы якутский народ находил силы сохранять традиции и чествовать героев Победы.
В соответствии с распоряжением руководства колхозы района приступили к массовому производству кумыса как «целебного средства». В Сунтарском улусе было получено молоко от 428 кобылиц, что позволило заготовить 31,6 тонны кумыса.
Как отмечается в докладной записке: «В этом году каждый участник получил возможность пить кумыс из отдельной посуды. Всего было собрано 6142 штуки кумысной посуды, а кумысопитие проведено поочередно (в две очереди)».
Показательной стала подготовка к Усун-Кюельскому Ысыаху Победы, для которого было приготовлено 750 чоронов, выдоено 75 кобыл, заготовлено 5 тонн кумыса.
Ысыах Победы вдохновил людей в самые тяжелые годы, став символом народной стойкости и несокрушимой веры в будущее.
Этот исторический праздник заложил основы послевоенного возрождения якутской культуры, доказав, что традиция может стать формой духовного единения.
Именно эта глубинная связь с памятью предков позволила якутскому народу передать следующим поколениям огонь надежды.
Видеоролик создан в сотрудничестве с Национальным центром аудиовизуального наследия РС (Я) им. И.С. Жараева в рамках 80-летия Победы в Великой Отечественной войне и Года исторической памяти в учреждениях культуры Якутии.
В фондах Национального архива Якутии хранятся документы, подтверждающие проведение Ысыаха Победы во всех районах и колхозах республики. Сохранились подробные отчеты колхозов о проведении праздника, которые легли в основу фильма. Также в видеоролик вошли кадры Иркутской студии кинохроники во главе с кинорежиссером В. Стрельцовым, снятые 21-22 июня 1945 года у в селе Борогонцы Усть-Алданского района.
Сценарий написан заместителем директора Национального архива РС (Я) Наталией Степановой. Текст озвучили Вячеслав Сивцев и Наталия Степанова. Монтаж выполнил Национальный центр аудиовизуального наследия РС (Я) им. И.С. Жараева.
В создании фильма приняли участие сотрудники НЦАНН РС(Я): ведущий археограф отдела комплектования и экспертизы Марина Винокурова, заведующая отделом аудиовизуальной техники и оцифровки аудиовизуальных документов Светлана Сивцева.
Выставка подготовлена к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Снимки и архивные материалы из фонда Национального архива РС(Я)
Разработка и дизайн — отдел АИТ Национального архива РС(Я)