Национальный архив Республики Саха (Якутия)

Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия)

Христианизация народов Якутии

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ЯКУТСКОМ КРАЕ

После включения территории Якутского края в состав Русского государства началось крещение местного населения, имевшее специфику в условиях Крайнего Севера.

Начало миссионерской деятельности в Якутском крае соотносится с учреждением Спасского монастыря, ставшего центром миссионерства на северо-востоке России. Церковно-организационная и миссионерская деятельность проходила под контролем воевод, в вопросах крещения проявлялась осторожность, и каждый конкретный случай решался администрацией края. Имелись случаи, когда крещение от священника принимал только князец или родоначальник, а другие члены кочующего рода в связи «с дальностью и неудобностью пути» окрещивались заочно в лице их представителя с отправкой с ним крестиков и икон.

Православные миссионеры не встретили в Якутии организованного сопротивления, так как политеизм язычества был лоялен к появлению «новых богов» и уровень развития якутского общества накануне крещения был достаточно высок для постепенного перехода к христианскому монотеизму.

Миссионерская деятельность в Якутском крае прошла длительный путь развития, в ходе которого изыскивались и вырабатывались наиболее эффективные решения и методы. Согласно им, ее основой должна была являться доброжелательность и ненасильственное распространение православия. Переход местного населения в православную веру обеспечивал сближение с русскими, пополнение рядов служилых людей, ознакомление с русской культурой и образом жизни.

Многие якуты охотно приемлют святое крещение, да и некрещенные буде из них которому прилучится идти мимо святой церкви, кланяются пред оной и, опуская руки и засим говорят на своем языке тагаро (Осип Матушевский, коллежский асессор, «Описание обитающих в Якутской области якутах»).

Первоначально миссионерские обязанности выполняли походные священники, в качестве которых выступали и священники приходские.

В отношении пропаганды православной веры Ленский край представлял значительную трудность для миссионеров-священников «из-за громадности пространств, разбросанности и разноязычии народов» и трудностей путей сообщения». После включения территории Якутии в состав Иркутской епархии христианизация стала одной из задач епархиальных архиереев, так как основная часть населения епархии оставалась языческой.

С середины XVIII века начинается качественно новый этап миссионерства, характеристиками которого стали массовое крещение, назначение штатных миссионеров (веропроповедников, походных священников), разработка основных направлений и методики их деятельности. В этот период большая часть населения была уже окрещена и усилия миссионеров перенаправляются на кочевников, проживающих в труднодоступных местностях.

Третьим, заключительным этапом в организации миссионерской деятельности в Якутии явилось создание православных миссий (1850-е годы).

Выдающееся место в миссионерской деятельности Русской православной церкви принадлежит Святителю Иннокентию (Вениаминову) — просветителю народов Аляски, Якутии и Дальнего Востока, известного ученого-этнолога, лингвиста и переводчика.

Таким образом, характерные для Якутии медленные темпы христианизации, растянувшейся с середины XVII до начала ХХ века, были обусловлены политикой государства, природно-географическими условиями, отсутствием упорядоченного транспортного сообщения, недостаточностью миссионерских кадров, что определило специфику распространения православия в регионе. В связи с большими территориальными пространствами происходила перманентная христианизация, во многом обусловленная деятельностью походных миссионеров-священников, принесшая с собой распространение православия не только в качестве государственной идеологии, но и цивилизационных начал русской культуры, и одним из главных итогов миссионерской деятельности стало вовлечение местного населения в православную веру и православную культуру.