Национальный архив Республики Саха (Якутия)

Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия)

Неолит Якутии

Неолит — завершающая стадия каменного века. Во многих регионах Земли в неолите происходит становление производящей формы хозяйства — скотоводства и земледелия. Однако у неолитических племен Якутии основой экономики продолжали оставаться охота, рыболовство и собирательство дикоросов. Основными изменениями в культуре людей неолита стали изготовление керамики и распространение серийных форм шлифованных каменных орудий. В конце неолита спорадически появляются металлические изделия.

Цитата: Неолит в Якутии зародился, по существу, синхронно с культурой такого же уровня развития в таежной и тундровой зонах Евразии. Он эволюционировал, пройдя три этапа – ранний, средний и поздний.

Завершающей стадией каменного века является неолит — новокаменный век, характеризующийся появлением керамики (глиняной посуды, изготовлявшейся по специальным методикам путём обжига), серийных форм шлифованных каменных орудий, широким распространением двусторонне обработанных каменных изделий. В середине первой половины V — середине IV тысячелетий до н.э. на территории Якутии существовала Сыалахская культура раннего неолита. На сыалахских стоянках впервые на территории Якутии появились серийные типы шлифованных каменных орудий и обожженная глиняная посуда (Рис.1, 2, 3, 4). Керамика с отпечатками «сетки-плетенки» на внешней стороне — наиболее показательный признак Сыалахской культуры. Основным занятием сыалахцев была охота, существенным подспорьем служило также рыболовство. Большое распространение получило оружие дистанционного боя, что доказывается наличием наконечников стрел, имевших, в основном, листовидную форму. Широко использовались костяные изделия.

Судя по фаунистическим остаткам, в охотничьем промысле сыалахцы отдавали явное предпочтение лосю, поэтому образ этого животного занимал центральное место в их искусстве. Изображения лосей всегда численно доминируют и занимают зрительно более выгодное место на всех известных ранненеолитических писаницах Алдана, Амги, Лены, Синей, Олёкмы, Токко и Чары.

В середине IV — конце III тысячелетий до н.э. на территории Якутии распространяется Белькачинская культура развитого (среднего) неолита. Основным маркирующим признаком белькачинской культуры является своеобразная шнуровая керамика, на поверхности которой видны отпечатки скрученных нитей-шнуров. На белькачинских стоянках находят также наконечники стрел с асимметричными жальцами, шлифованные ступенчатые тёсла, топоры с ушками, комбинированные орудия, провёртки, различные резцы, скребки и другие орудия. К Белькачинской культуре относятся самые древние из известных на сегодняшний день погребальных памятников Якутии: Туой-Хаинский могильник, Эргётское, Уолбинское, Кангаласское, Огонёк, Джикимдинское, Онньёсское, Хайыргасское и Родинское погребения. Эти погребальные комплексы позволили определить антропологический тип древних жителей Якутии и реконструировать их погребальный обряд.

На писаницах белькачинского времени, при общем преобладании анималистических сюжетов и признаков охотничьего культа лося, больше, чем на рисунках предыдущих эпох, антропоморфных изображений. Изображения людей, как и животных, сделаны в разной технике: сплошными и контурными линиями, а также заливкой контура краской. Люди показаны преимущественно в движении.

Заключительный поздний этап неолита соотносится в Якутии с Ымыяхтахской культурой III–II тысячелетий до н.э. Эта культура занимала обширный регион Северо-Востока Азии, включающий помимо Якутии, Таймыр, Чукотку, север Забайкалья и Прибайкалья. На ымыяхтахских стоянках зафиксирована характерная многослойная вафельная, рубчатая и гладкостенная керамика с примесью органики (шерсти животных, травы и хвои) в глиняном тесте. Художественный орнамент на сосудах включает в себя также прочерченные геометрические узоры в виде перекрещивающихся линий, зигзагов и треугольников. Характерной особенностью каменного инвентаря ымыяхтахцев была тщательность и филигранность обработки орудий и чёткая выдержанность их форм (Рис.5, 6, 7). Из различных пород камня они изготовляли всевозможные изделия — наконечники стрел и копий, скребки, резцы, вкладыши, ножи, абразивы, топоры, тёсла и так далее. Ымыяхтахцам были знакомы все основные приёмы обработки камня, освоенные в предшествующие эпохи. В целом, обработка камня в этот период достигла наивысшего расцвета. Существенное место в инвентаре ымыяхтахцев занимали орудия из кости и рога, из которых изготовляли орудия охоты и рыболовства, оружие, защитное вооружение, украшения, а также бытовые предметы. Известно 2 ымыяхтахских могильника (Чучур-Муранский и Диринг-Юряхский) и несколько одиночных погребений. Кёрдюгенское погребение, в котором был похоронен воин со щитом из костяных пластин и доспехом из роговых пластин, дало яркий материал, позволяющий реконструировать детали социальной структуры и военного дела древнего населения Якутии конца каменного века.

В наскальном искусстве во II тысячелетии до нашей эры началась резкая смена сюжетов. Первостепенное значение приобрели образы человека, анималистические рисунки отступили на второй план. Антропоморфные фигуры показаны стоящими, танцующими, в движении, в действии, с поднятыми руками, полусидящими. Наибольший интерес среди антропоморфных изображений вызывают фигурки в рогатых и конусовидных шапках или с головами в виде развилок. Исследователи обоснованно считают их изображениями шаманов, ведь рогатые или островерхие шапки — атрибут ритуального костюма шамана, описанного этнографами. Существование религиозной идеи подтверждается наличием изображений людей с молитвенно воздетыми вверх руками, а также танцующих человечков, участников шаманского танца-камлания. Анималистические сюжеты продолжали бытовать довольно широко, однако прежнего господства звериного эпоса нет, теперь звери как бы подчинены человеку. Рисунки выполнялись красной охрой различных оттенков.

Каменные орудия труда Сыалахской культуры.

Каменные орудия Ымыяхтахской культуры.