Национальный архив Республики Саха (Якутия)

Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия)

Мезолит суннагинской культуры

МЕЗОЛИТ. СУМНАГИНСКАЯ КУЛЬТУРА

«…трудно предположить, чтобы высшее техническое достижение мезолитического населения соседнего Прибайкалья не могло быть взято на вооружение племенами верхней Лены и дальше распространяться вниз по этой реке и ее притокам уже по всей Якутии» (Окладников Алексей Павлович — археолог, историк, этнограф).

После окончания ледниковой эпохи, на рубеже 12–10,5 тысяч лет назад, происходят кардинальные изменения природно-климатических условий на Земле. Наступает современный геологический период — голоцен, характеризующийся глобальным потеплением климата, таянием мерзлоты и ледников, что вызывает повышение уровня мирового океана и, соответственно, значительное уменьшение площади суши. В конце плейстоцена и начале голоцена исчезли многие виды мамонтовой фауны, некогда составлявшие «пищевую цепочку» древнего человека. Охота на мелкую и подвижную дичь требовала новаций в наборе и изготовлении орудий охоты и лова, более мобильных передвижений в поисках добычи, а, следовательно, новых моделей формирования охотничьих коллективов. Эти вызовы обусловили появление в мезолите Якутии новых форм орудий, дистанционного оружия в виде лука и стрел, развитие одной из важнейших форм хозяйственной деятельности древнего человека — рыболовства. Именно эти не присущие палеолиту Якутии специфические черты стали определяющими для выделения в древнейшей истории региона отдельного этапа — эпохи мезолита. В эпоху мезолита на территории Якутии проживали представители сумнагинской культуры, сменившие дюктайцев. Культура существовала в IX–V тыс. до н.э. Свое название получила по стоянке Сумнагин в верховьях Алдана, где впервые были зафиксированы следы культуры. Основу хозяйственной деятельности сумнагинцев составляла охота. С исчезновением мамонтовой фауны основными объектами охоты стали лось, северный олень и более мелкая дичь. Единичные находки рыболовных грузил дают основание полагать, что носители сумнагинской культуры иногда занимались рыболовством. Широко было распространено собирательство. Сумнагинцы жили в наземных каркасных жилищах типа чума. На остатках поселений найдены каменные скребки для обработки шкур и костяные шилья, что свидетельствует о существовании у носителей культуры теплой арктической одежды. Большинство каменных изделий сумнагинцев — это микролиты — всевозможные каменные инструменты, изготовлявшиеся из кремнёвых лезвий-микропластинок.

Тип хозяйства мезолитических племен Якутии не претерпевает существенных изменений. Главным источником существования по-прежнему оставалась охота. Охота обеспечивала людей питанием, сырьем для изготовления одежды и обуви, материалом для покрытия жилищ. Из костей животных делали оружие, орудия труда и украшения, из крупных, связанных между собой костей сооружали остов жилья. В тундре и лесотундре основным объектом охоты сумнагинцев был северный олень, а в тайге — лось. На северных окраинах материка, который постепенно размывался водами океана, судя по находкам на острове Жохова большую долю добычи составлял белый медведь, которого сравнительно легко добывали в осенне-зимний период. Кроме того, сумнагинцы, занимались, но гораздо в меньшей степени, охотой на водоплавающую и боровую птицу и мелких млекопитающих типа зайца. С учетом существования каменных пластинчатых острий, наличия выпрямителей древков стрел, а также артефактов, трактуемых как наконечники стрел, все более и более убедительной становится не раз высказанная различными авторами идея о вероятном существовании лука и стрел в сумнагинской культуре.